Проблемы университетского и олимпийского спорта обсудили представители более 30 стран на летней Универсиаде в Казани. 

Конференция Международной федерации студенческого спорта (ФИСУ) прошла в конференц-зале Международного информационного центра деревни Универсиады. Свой доклад сделал и доцент кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, кандидат педагогических наук Сергей Ярушин. 

По словам челябинского ученого, теоретики российского спорта по-прежнему впереди планеты всей. «Было видно, что уровень научных разработок и докладов отечественных специалистов значительно выше иностранных, - поделился своим мнением Сергей Ярушин. - В области теории спорта и в медико-биологических аспектах наши ученые по-прежнему вне конкуренции. Например, были интересные доклады у китайцев, но они копировали исследования российской спортивной медицины».

Отличились своей неординарностью, как всегда, британские ученые, которые на этот раз представили результаты исследований среди африканских школьников. Профессор колледжа медицины, ветеринарии и биологии Университета Глазго Янис Питсиладис рассказал аудитории о том, что в большей степени влияет на спортивный результат: окружающая среда или генетическая предрасположенность.

«Доклад представителя Великобритании был достаточно спорным, - говорит ученый ЧелГУ. - Он утверждал, что генотип человека не влияет на спортивные успехи. Многолетние исследования в Эфиопии показали, что все зависит от того, в какой среде человек вырос. Там, например, дети с раннего возраста ходят в школу пешком, так как нет автобусов, поэтому долгие годы представители этой нации лидируют в беге на длинные дистанции».

Главный вопрос, который обсуждали представители спорта - как совместить занятия в университете и спортивную карьеру? Этому и посвятил свой доклад доцент кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета Сергей Ярушин. В течение пяти лет проводились исследования среди спортсменов-любителей, в результате чего был выведен оптимальный режим. Так тренироваться необходимо не чаще 4-5 раз в неделю не более полутора часов. В этом случае спорт исключительно благоприятно влияет на учебу.

«Важно, чтобы студент-спортсмен рационально использовал свое время, чтобы сверхнагрузки не ухудшали здоровье и умственные способности. Как известно, сверхнагрузки блокируют умственную и интеллектуальную деятельность: организм уставший, поэтому ухудшается память. Если правильно тренироваться и давать организму адекватный отдых, можно вполне успешно совмещать спорт и учебу». 

Также на международной конференции спортивные ученые мира обсудили мотивацию студентов к занятиям спортом. В основном проблему решают всевозможными льготами при поступлении и стипендиями. Так в ЧелГУ успешные спортсмены раз в пол года имеют право на стипендию, а также для них разрабатывается индивидуальный график обучения, который позволяет посещать тренировки и не пропускать занятия. Для примера, в Голландии над индивидуальным графиком обучения спортсменов задумались только сейчас, следуя российскому примеру. 

Ольга Щапина, пресс-секретарь ЧелГУ.